06.12.2018 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» (далее – Закон), который вступает в силу через 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Настоящий Закон устанавливает принципы предоставления потребителям информации о пищевых продуктах с целью обеспечения защиты здоровья граждан и удовлетворения их социальных и экономических интересов, в частности, регламентирует требования к информации, которая должна указываться на этикетках продуктов питания – определяет, какая информация должна быть отражена обязательно и которая может предоставляться в добровольном порядке. Стоит отметить, что указанные требования не распространяются на пищевые продукты, предназначенные (произведенные) для личного потребления, вспомогательные материалы для переработки и на материалы, контактирующие с пищевыми продуктами.
В частности, обязательно информация на этикетке пищевого продукта должна быть на государственном языке и содержать следующие данные:
- название пищевого продукта;
- перечень ингредиентов;
- ингредиенты или вспомогательные материалы, используемые в производстве или приготовлении пищевого продукта и остаются присутствующими в готовом продукте даже в измененной форме;
- количество определенных ингредиентов или категорий ингредиентов;
- количество пищевого продукта в установленных единицах измерения;
- минимальный срок годности, условия хранения и использования;
- наименование и местонахождение оператора рынка пищевых продуктов, ответственного за информацию о продукте питания, а для импортируемых товаров – наименование и местонахождение импортера;
- страну происхождения или место происхождения;
- инструкцию по использованию в случае, если отсутствие таких инструкций затрудняет надлежащее использование продукта питания;
- для напитков с содержанием спирта этилового свыше 1,2% объемных единиц – фактическое содержание спирта в напитке (кроме продукции по коду 2204 согласно УКТ ВЭД)
- информацию о питательной ценности пищевого продукта.
С момента опубликования вступают в силу нормы Закона, предусматривающие запрет операторам рынка осуществлять оборот пищевых продуктов, полученных из мощностей, не прошедших государственной регистрации или не получили эксплуатационного разрешения в Госпродпотребслужбе и ее территориальных органах и/или использовать такие пищевые продукты в производстве пищевых продуктов.
Также Закон определяет, что пищевые продукты, которые соответствуют требованиям законодательства по предоставлению потребителям информации о пищевых продуктах, которые действовали до введения в действие этого Закона, но не соответствуют требованиям настоящего Закона, могут производиться и/или вводиться в обращение в течение трех лет после введения в действие этого закона. Такие продукты питания могут находиться в обращении до наступления конечной даты потребления или срока годности.
Согласно новому закону Госпродпотребслужба определена как орган, который будет контролировать выполнение операторами рынка требований к информации о пищевых продуктах.
Закон устанавливает ответственность операторов рынка за нарушение законодательства о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах.
Предусматривается ответственность операторов рынка пищевых продуктов за нарушения в виде штрафов, размер которых установлен от 5 до 40 минимальных заработных плат.
Предусматривается введение ответственности операторов рынка за:
- нарушение установленных законодательством гигиенических требований к производству и/или обращению пищевых продуктов;
- производство и/или обращение пищевых продуктов с использованием незарегистрированной мощности:
- производство, хранение пищевых продуктов без получения эксплуатационного разрешения на соответствующую мощность;
- невыполнение определенной Законом обязанности по внедрению на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР)
- реализация пищевых продуктов, маркировка которых не соответствует законодательству, если это создает угрозу для жизни и/или здоровью человека или животного;
- нарушение требований по обеспечению прослеживаемости, предусмотренных законодательством о пищевых продуктах;
- невыполнение обязанности по отзыву или изъятию из обращения опасных пищевых продуктов;
- использования, реализация незарегистрированных объектов санитарных мер, если обязательность их государственной регистрации установлена законом;
- предложение к реализации или реализация непригодных пищевых продуктов;
- предложение к реализации или реализация пищевых продуктов, которые являются вредными для здоровья человека или животного;
- предложение к реализации или реализация скоропортящихся пищевых продуктов, сроки хранения которых истекли, если в результате этого пищевые продукты не стали вредными для здоровья человека или животного;
- предложение к реализации или реализация пищевых продуктов, которые не являются скоропортящимися, минимальные сроки хранения которых истекли, если в результате этого пищевые продукты не стали вредными для здоровья человека или животного;
- нарушение значений параметров безопасности объектов санитарных мер, установленных законодательством о пищевых продуктах;
- неисполнение решения должностного лица компетентного органа, его территориального органа об уничтожении опасного пищевого продукта, вспомогательных материалов для переработки;
- непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной информации по требованию должностного лица Госпродпотребслужбы или его территориального органа;
- отказ в допуске должностного лица Госпродпотребслужбы или его территориального органа к осуществлению государственного контроля, невыполнение их законных требований;
- невыполнение, несвоевременное исполнение решения главного государственного инспектора (главного государственного ветеринарного инспектора) о временной приостановке производства и/или обращения пищевых продуктов.
Источник: Частный предприниматель http://chp.com.ua